Вернуться к обычному виду

История

История основания села.

Село Старое Максимкино было основано в результате миграционных процессов чувашей, происходивших в XVII – XVIII веках.

«Покидая после разгрома ханства и «Казанской войны», территорию Предкамья, татары и чуваши направлялись в Прикамье, Западную Сибирь, Башкирское Зауралье.

…В конце XVIII века чуваши продолжали группами переселяться в Приуралье, в самарские и оренбургские степи, вытесняемые новыми крестьянскими движениями и растущим демографическим давлением». 

Народное предание гласит, что в те далекие времена на Причеремшанскую землю под защиту дремучих лесов стекалось множество беглых крестьян разных национальностей, сбежавших от крепостной неволи. Так в конце XVIII века в поисках убежища прибыла сюда и группа заволжских беглых чувашей, возглавляемая Максимом. В народном предании также говорится, что их вожак был легендарный человек из чувашской языческой семьи.

Рано осиротевший он попал на барский двор, и там дали ему русское имя Максим, затем он был определен подпаском к старому русскому пастуху. Максим часто думал о том, как и где найти такое место, чтобы жить свободно, и всегда его мысли приводили его к одному выводу – убежать отсюда. Он пошел к обездоленным чувашским селениям, где находил единомышленников, с которыми решился на побег. После длительных путешествий «беглецы» – чуваши во главе с Максимом – остановились в долине, расположенной вдоль берега реки Большой Черемшан. На обширных равнинах лежала плодородная земля, ожидая своего хозяина – хлебороба.

Здесь Максим забил первый кол для основания поселения, а затем дружно застучали топоры…
Согласно преданию, так в конце XVIII века зародилась деревня, названная «Максимкино» - по имени вожака заволжских беглых чувашей Максима.

Возникновение села Максимкино и Ермакова подтверждается преданием, по которому основателями их были братья Максим, Ермак. Предание, скорее всего, соответствует действительности, так как в переписных книгах 1716г. фигурирует житель этой деревни некий Максим Ишпулатов 60-ти лет.

В этом же предании рассказывается о том, каким образом первые поселенцы обустраивались на новых землях. "Тогда эти места были глухими, заросшими лесом, болотистыми. Осмотрев окрестности, братья бросили жребий — кому какая местность достанется для поселения. Максиму досталось место, где сейчас находится Ермаково, Ермаку — где ныне село Старое Максимкино. 

Максим был младшим братом и старшие его очень любили. Выпавшая по жребию местность ему не понравилась. Он любил лес, речку и потому своим жребием был недоволен. И тогда он, встав на колени, попросил Ермака уступить ему свой жребий. Ермак не стал огорчать брата и выполнил просьбу. Так Максим стал основателем деревни Максимкино.

По другому преданию, Максим прибыл в эти края не вместе с Ермаком, а с неким Юреем — основателем д. Юреево (ныне с. Старое Юреево Кошкинского района). При этом и здесь повторяется история с обменом жребиями между Максимом и Юреем.

Однако архивных подтверждений последнему преданию не найдено. Кроме того, по переписи 1716г. деревни с названием Юреево не зафиксировано. В то же время по материалам переписи 1710 г. известна чувашская деревня Ермаково (26 дворов), жителей которой башкиры увели в плен, и в ревизских сказках 1716 г. он отмечена как пустующая, и вновь зафиксирована по ревизии .

Возможно, что именно переселенцы из этой деревни основали впоследствии новую деревню. В пользу этого свидетельствует предание о возникновении д. Старое Юреево, согласно которому, она находится сейчас на "новом месте", а место первоначального поселения — кивъял — расположено в 2 километрах, в лесном урочище по названием ысмах. Там, по рассказам старожилов, еще сохранились фундаменты домов. Из-за беспокойства, доставляемого нападениями кочевников, жители были вынуждены переселиться и обосноваться на р. Кармале, рядом с мордовской деревней Новая Кармала. Вероятно, последнее произошло уже в 50-60 гг. В переписи 1762 г. зафиксирована деревня Яреево (т.е. Юреево).

Таким образом, подтверждается легенда об одновременном возникновении деревень Максимкино и Ермаково.
В памяти местных жителей сохранилось еще одно не менее интересное предание о возникновении деревень на Большом Черемшане, которое поведал местный житель Н.П.Бураев: "В 1670-х гг. восточнее Симбирска у Яра была чувашская деревня Инель. Есть ли она теперь, не знаю, мне дед рассказывал. В этой деревне жили родные братья Сергей и Тихон, а также Егор и Максим... Из рода Сергея и Тихона был Упрись. Было четыре семьи, мужиков пять.

В то время в Астрахани началась война. Дошло до них, что там бывают и убийства. "Уйдем" — решили они. Оставили они Инель. Имущество погрузили на подводы, скот свой взяли. Молились они киреметю, с собой они и киреметь захватили. Южнее Мелекеса есть деревня Сабакаево. Остановились они здесь. Разгрузились. Думают, тут можно жить. Но Мелекес был близок.

Здесь русский хозяин принуждал их работать на себя, избивал, а чуваши не знали русского языка. Но они не занузданы, свободны: решили сойти туда, где нет людей. Взяли свой киреметь и тронулись в эти места. По Черемшану ехали целый год. Остановились, вступили в стычку с чужими. К ним пристало восемь женщин.
Доехали до высокого берега Черемшана и облюбовали места для поселения. Вырыли землянки. Хлеба вначале не было. Питались плодами кустарниковых растений нахат. Егор занял место, где выросла д. Егоркино (ныне в Октябрьском районе Татарстана —Е.Я), Максим — где деревня Максимкино . 

Далее в 1731 году Сенат издал указ о постройке Новозакамской линии, которая проходила через реку Кундурча, Тархановский лес, реки Черемшан и Шумшу.

Это событие находит отражение в легенде, записанной Степаном Васильевичем Казаковым. Вторая засечная черта было сооружена в 1731 году, на линии которой основали крепости – остроги, с заселением, ратными людьми. Один из таких острогов был основан рядом с селом Максимкино. Царские администраторы, прибывшие сюда, набирали ополченцев для несения ратной службы из местных жителей. Максим, с детства закаленный физически, первым пошел в ополчение для несения службы. Владевший организаторскими способностями, скоро стал старшим ратным. А затем, как старейший житель «Максим-мучи»  был признан старцем не только жителями своего поселка, но и других окрестных селений. С этого времени поселок беглых чувашей Максимкино превратился в центр притяжения всех новопоселенцев, которых тоже назвали «максимовцами».

В 30-х годах XVIII века власти готовили места для поселения калмыков. И накануне произвели ревизию поселений в Черемшанско-Кондурчинском междуречье. По приказу командира драгунского ландмилицкого полка полковника Пальчикова самовольные поселения были ликвидированы. А их поселенцы возвращены в места прежнего обитания. Эти места находились явно поблизости. Вероятнее всего, в деревне Максимкино, откуда, приглядев удобные для земледелия места на правом берегу Кондурчи, чувашские крестьяне переселились «сами собою» на прикондурчинский холм. Шестьдесят изб власти описали в самой крупной в Кондурчинско-Черемшанском междуречье в деревне Максимкино . У чувашских максимкинских крестьян, в отличие от  крестьян вышеназванных и позже по распоряжению местных властей ликвидированных деревень «отводная владельческая запись», удостоверявшая законность их переселения в 1701 году в эти места, имелась. 

Поэтому административным переселением «деревня Максимкина», как и ряд других, остались не затронуты. На этом основании 1701 год считается годом основания села Старое Максимкино.

Таким образом, село было основано группой чувашских крестьян в 1701 году, а в 1731 году максимкинцам удалось доказать законность своего поселения. И с тех пор началась история села Максимкино.


Дата изменения: 15.11.2018 20:27