Вернуться к обычному виду

Муниципальный земельный контроль

БРОШЮРА Земельный надзор в Самарской области (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области)

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 

Муниципальный земельный контроль является важным звеном в системе муниципального управления в сфере землепользования. 

Проведение муниципального земельного контроля предусмотрено статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации. 

Цель муниципального земельного контроля – сохранение земли, как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. 

Организация и проведение муниципального земельного контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности. 

Действующими нормативными актами, регламентирующими деятельность органов муниципального земельного контроля, являются: Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», 

Основной функцией муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением юридическими лицами и физическими лицами:

  • установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
  • требований охраны использования земель;
  • сроков освоения земельных участков, если такие сроки установлены законодательством РФ;
  • градостроительных требований при использовании земель;
  • исполнения предписаний по вопросам соблюдения установленных требований по использованию земель и устранения нарушений в использовании земель, вынесенных государственными инспекторами или выданных инспекторами по муниципальному земельному контролю; 
  • ограничений в использовании земельных участков, установленных органами местного самоуправления, в государственных или общественных интересах, а также в целях безопасности населения и в других случаях, определенных законодательством Российской Федерации и Самарской области. 
А также контроль за:

  • недопущением самовольного занятия земель; 
  • хранением и воспроизводством плодородия почв при использовании земли, как средства производства в сельском хозяйстве; 
  • выполнением мероприятий, направленных на предотвращение порчи земель; 
  • предотвращением вреда воздействия на окружающую среду при использовании земли в различных сферах хозяйственной и иной деятельности; 
  • выполнением мероприятий, направленных на предотвращение нарушений норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства и производства работ на территории муниципального образования.

Конечными результатами исполнения функции муниципального земельного контроля являются:

  • выявление признаков нарушений законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов Самарской области и муниципального района Кошкинский или установление отсутствия таких признаков; 
  • при обнаружении достаточных фактов, указывающих на административное правонарушение, направление материалов в уполномоченные органы для рассмотрения и принятия, административных мер. 
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, а также должностными лицами обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности. 

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". 

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: 

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; 
  • сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; 
  • осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; 
  • своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; 
  • своевременно производить платежи за землю; 
  • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 
  • не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; 
  • выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. 
Статья 7.1 КоАП (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности). 

Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по размещению на нём строений, огораживания, принятии иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. 

При использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю виновное лицо имеет либо имело некие правоудостоверяющие или правоустанавливающие документы, которые не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. 

Часть 1 статьи 7.2 КоАП (уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков). 

Совершение данного правонарушения выражается в форме действия по уничтожению или повреждению межевого знака любым способом (путем выкапывания, сжигания, расщепления, подрубки, спиливания, повала и раздробления в результате наезда транспортным средством, трактором и т.п.), а также непринятию мер по его сохранению. 

Статья 8.8 КоАП (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнения или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению). 

Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков, не в соответствии с их целевым назначением или разрешённым использованием либо бездействии, выразившемся в неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока. 

В случае обнаружения в ходе проверок достаточных данных, указывающих на наличие факта административного правонарушения, копии материалов проверки вместе с копией акта направляются в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
К основным нарушениям, выявленным в течение 2017 года на территории муниципального района Кошкинский, относится самовольный захват земельного участка. 

Дата изменения: 29.09.2024 10:30